logo
Компания предоставляет широкий спектр юридических, аудиторских и бухгалтерских услуг как для организаций, так и для физических лиц.

Налоговые штрафы в 2014 году

14.04.2014

С 2014 года вступили в силу «штрафные» поправки, многие из которых не в пользу организаций. На первый взгляд, новых статей в 16 главе Кодекса не появилось, однако ситуаций, при которых есть возможность наложить штраф, и потенциальных нарушителей стало больше.

Необходимо оговориться, что новые редакции статей Налогового Кодекса РФ, которые устанавливают ответственность за то, что ранее нарушением не являлось, или увеличившие штраф, должны применяться только по отношению к тем, кто совершит соответствующее правонарушение, начиная с 1 января 2014 года. В случае, если нарушение было совершено до нового года, то отвечать за это придется в рамках старых норм. И если же деяние было совершено до 1 января и не являлось налоговым правонарушением, то наложить штраф за него фискальные органы не вправе.

Первая поправка позволяет налоговым службам штрафовать за непредставление или несвоевременное представление деклараций не только плательщиков этих налогов, но и прочих лиц, которые обязаны представлять декларации в силу норм Налогового Кодекса. В первую очередь приходят на ум те, кто применяет специальные режимы, и выставляют счета-фактуры своим покупателям с выделенной суммой налога на добавленную стоимость или оплачивают аренду государственного имущества, но не сдавшие декларацию по налогу на добавленную стоимость.

Чтобы имелась возможность штрафовать таких плательщиков, органам законодательной власти достаточно новой редакции пункта 1 статьи 119 Налогового Кодекса РФ. Ранее имелась позиция Президиума ВАС, в которой утверждалось, что нельзя наложить штраф за непредставление декларации по конкретному налогу на лицо, которое не является плательщиком данного налога. И с тех пор указанная позиция прижилась в практике судебных решений. Однако с 2014 года основания для ее существования исчезают.

Новая формулировка санкции в пункте 1 статьи 119 Кодекса России изменяет позицию налоговых служб. В старой редакции нормы позволялось налагать штраф в минимальном размере на плательщиков налогов, которые вовремя не сдали декларацию и с опозданием уплатили по ней налог. Все, что для этого надо было сделать - это рассчитаться с бюджетом до вынесения Федеральной налоговой службой решения о привлечении к ответственности, так как сумма штрафа исчислялась от "неуплаченной суммы налога", которая подлежит уплате по "просроченной" декларации. Так складывалась ситуация, что, если на дату вынесения решения о привлечении к ответственности вся сумма налога уплачена, посчитать штраф за просрочку подачи декларации не от чего. В этом случае законодательная власть и предусмотрела в Налоговом кодексе то, что штраф за это нарушение будет рассчитываться от суммы налога, которая не уплачена в установленный законом срок.

Приведем пример расчета суммы штрафа за непредставление декларации.

Компания направила годовую декларацию по налогу на прибыль 29 апреля, и в этот же день был уплачен налог в бюджет, который исчислен к уплате по данной декларации, в размере 2 млн. руб.

Просроченный срок в представлении декларации составил месяц и 1 день (в расчет берутся дни с 29 марта по 29 апреля), то есть 1 полный и 1 неполный месяц. За несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль штраф будет составлять:

- если нарушение допущено в 2013 году - 1 000 руб.;

- если нарушение допущено в 2014 году - 200 тыс. руб. (2 млн. руб. х 5% х 2).

По статье 119 Налогового Кодекса России необходимо упомянуть еще о двух проблемах, которые разрешены Пленумом ВАС в Постановлении №57.

Первая проблема возникает из-за того, что Федеральная налоговая служба считала, будто штраф в минимальном размере по статье 119 Кодекса РФ составляет 1 тыс. рублей - не может быть уменьшен, несмотря на наличие смягчающих обстоятельств. Но ВАС не согласился с данным выводом, и налоговым органам придется это учитывать.

Проблема вторая была вызвана позицией самого Высшего Арбитражного Суда, которая высказана три года назад в Постановлении Президиума №3299/10. Напомним, суд в данном постановлении решил, что упрощенная декларация по налогу на прибыль, которая представляется по итогам отчетных периодов - не является расчетом авансового платежа, поскольку это именно декларация. Аргумент для указанного решения был один: раз законодательным органом в статье 289 Налогового Кодекса этот документ был назван декларацией, значит, он декларация. Поэтому налогоплательщиков, вовремя не отчитавшихся по налогу на прибыль за отчетный период, можно было штрафовать на основании статьи 119 Налогового Кодекса. Но спустя 3 года коллегия судей Арбитражного суда обратилась к первой части Кодекса РФ, которая проводит четкую грань между авансовым платежом и налогом и между декларацией и расчетом авансового платежа. Данный момент позволил судебной инстанции прийти к обратному выводу, что расчет авансовых платежей, как бы он ни назывался в части второй Налогового Кодекса, остается расчетом и, соответственно, наложить штраф за его несвоевременное представление по статье 119 Кодекса нельзя.

Безусловно, это не означает, что штрафовать не будут вовсе за не вовремя сданный расчет авансовых платежей по налогу на прибыль. Будут, но основываясь на пункте 1 статьи 126 Налогового Кодекса, а это совсем иной штраф, который в пять раз меньше даже размера минимального штрафа по статье 119 Кодекса РФ и составляет всего 200 рублей.

Следующее изменение максимально расширило круг субъектов, которых можно привлекать за грубое нарушение правил учета доходов, расходов либо объектов налогообложения к ответственности. Все, что для этого понадобилось - это исключить из пункта 1 статьи 120 Налогового Кодекса слово "организацией", и слово "налогоплательщика" из последнего абзаца.

Таким образом, в итоге штрафовать за данное нарушение можно будет не только компании, но и индивидуальных предпринимателей, не только плательщиков налогов, но и налоговых агентов. Предположим, если у предпринимателя есть хотя бы один работник, но не имеется налогового регистра по НДФЛ, то ФНС вправе оштрафовать как минимум на 10 тыс. рублей. Аналогичный же штраф может быть наложен на фирму, которая в течение 2014 года в налоговом регистре по НДФЛ не отразит, допустим, материальную помощь, которая выплачена работнику, и сделанный ему же подарок. Штраф в любой из отмеченных ситуаций будет, несмотря даже на то, что налог на доходы физических лиц рассчитан и удержан правильно. Заметим, что регистр необходим только в целях верного начисления и удержания налога. Однако надо обратить внимание на тот факт, что налоговых агентов можно штрафовать лишь по пунктам 1 и 2 статьи 120 Налогового Кодекса, так как нарушение, которое предусматривается пунктом 3 этой статьи, они не могут совершить.

Бесспорно, что неверное отражение на счетах бухгалтерского учета, в бухгалтерских или налоговых регистрах начислений налоговым агентом в пользу налогоплательщика может привести к занижению налоговой базы. Однако штраф за указанное нарушение исчисляется исходя из суммы неуплаченного налога, а налоговый агент налог лишь перечисляет, а не платит.

В этой связи, на агента за неверный расчет налоговой базы у налогоплательщика, из-за которого налог был исчислен в заниженном размере, можно наложить штраф только по статье 123 Налогового Кодекса, даже, когда причиной занижения базы будет являться грубое нарушение правил учета, поскольку именно в этой статье устанавливается ответственность за неперечисление налога.

Лейсан Юсупова


Теги:  налоговый орган / должностные лица организации / налогообложение / налоговый агент

Опубликовать: