Сдача в аренду. В кризис.
На рынке недвижимости наибольший доход от сдачи в аренду приносит та недвижимость, которую можно использовать под торговлю. Это утверждение, вполне справедливое для докризисного периода нашей экономики, актуально и сейчас, в смутное время финансовой нестабильности.
Под торговую недвижимость можно в общем смысле отнести помещения, обладающие следующими характеристиками:
- месторасположение на первом этаже
- отдельный вход
- нахождение в местах в местах скопления людей – потенциальных покупателей или вдоль оживленных магистралей
- планировка, как правило – «свободная», состоящая из одного-двух торговых залов.
Площадь может варьироваться от минимально возможной (встречаются «автономные» помещения и 20 м2 – но это редкость, ведь в эту площадь входит и тамбур, и санузел, и на полезную площадь должно что-нибудь остаться) до максимально возможной, ограниченной размерами здания. Наиболее распространенной является площадь 100-200 м2.
В среднем, арендные ставки на торговую недвижимость могут быть в 1,5 раза выше, чем на аналогичные помещения, которые могут не отвечать одному из выше приведенных требований.
Учитывая высокий спрос на помещения подобного класса, довольно распространенной процедурой являлся выкуп жилых помещений – квартир, находящихся на первых этажах жилых домов, расположенных на пути больших потоков людей – около рынков, остановок с целью дальнейшего перевода в нежилой фонд. После перевода, перепланировки – объединения двух-трех комнат, организации отдельного входа и ремонта могло получиться хорошее помещение площадью 50-100 м2.
Сдать в аренду такие помещения не составляло большого труда. Высокий спрос поддерживали промтоварные магазины, аптеки, расширяющие свое присутствие в городе, отделения банков, офисы продаж страховых компаний и финансовых услуг. Эти компании были способны оплачивать довольно высокие арендные ставки. И возможность приобрести подобное помещение с целью дальнейшей сдачи в аренду выглядела вполне привлекательной.
Но экономический кризис, охвативший страны всего мира, и нашу в частности, внес серьезные коррективы в планы развития многих организаций, и компаний, связанных с финансовым сектором в особенности. Не пощадил он и фирмы, занимающиеся реализацией промышленных товаров некаждодневного спроса. Многие организации если и не прекратили свое существование, то сократили количество филиалов, дополнительных офисов, оставив, например, один центральный.
Соответственно для собственников помещений настал непростой период – количество предложений довольно качественных помещений на рынке аренды продолжает расти, а желающих взять «все и сразу», и по высокой цене найти все сложнее.
Здесь можно рассмотреть несколько вариантов поведения собственников.
- Часть собственников, наиболее стойких и уверенных в своем помещении, расположенном в действительно хорошем месте – около рынка, остановки (а, в особенности, на остановке около рынка) – продолжают держать высокую цену, ожидая что «его» клиент-арендатор рано или поздно найдется. Но может случиться и так, что отпугнув вначале какого-либо арендатора высокой ценой, вынудив его арендовать другое помещение поблизости, арендодатель может сузить себе список потенциальных арендаторов – вряд ли кто-нибудь захочет арендовать помещение рядом с конкурентом, пусть и в лучшем месте, но по более высокой цене, тем самым повышая свои расходы.
- Другие собственники, наоборот, пытаются удержать первого появившегося на горизонте арендатора, снижая цену, предлагая льготные периоды оплаты. Вариант, конечно, не самый плохой и имеет право на существование. Он будет приносить хоть какие-то доходы от помещения, а собственник вовремя и безболезненно сможет оплачивать коммунальные платежи за помещение. Минусом в данной ситуации является зависимость от одной компании и её устойчивости на рынке и, конечно же, недополучение планируемой прибыли.
Но в условиях кризиса и снижения финансовой стабильности многих крупных и средних компаний, остается огромный пласт арендаторов, к которым раньше многие арендодатели относились с некоторым пренебрежением, не желая сдавать в аренду. Мы, конечно, не берем в рассмотрение полулегальные интернет-салоны, ломбарды и прочие «организации». Это небольшие арендаторы, занятые в мелкорозничной торговле и сфере услуг для населения.
И ранее, и сейчас, остается спрос на небольшие помещения, отделы площадью от 5 (а то и менее) до 20 квадратных метров под отделы различных продуктов, выпечки, продажу дисков, небольшие парикмахерские, ремонт обуви и прочих услуг, всегда востребованных у населения. Причем, за небольшую арендованную площадь они готовы платить довольно высокую арендную ставку, которую уже не может позволить себе большинство компаний за помещение целиком. И к качеству отделки помещения данный класс арендаторов довольно непритязателен – их вполне может устроить и самый простой, не обязательно свежий ремонт.
Да, спрос есть, но предложения от арендаторов зачастую растянуты по времени, а сдавать десяток метров, пусть и по высокой цене, но из 100-150 возможных - большого восторга не вызывает. Поэтому, большинство потенциальных арендаторов, обратившихся с предложением аренды небольшой площади, получает отказ.
Но спрос есть, есть у потенциальных арендаторов и деньги – пять-десять тысяч рублей в месяц за небольшую площадь не являются неподъемной суммой. И для вовремя сориентировавшегося собственника появляется неплохая возможность заполнить свое помещение арендаторами, пусть и с увеличившимися расходами усилий – даже заключить договора и собрать арендную плату с десятка арендаторов, несомненно, сложнее, чем с одного-двух. Но в нынешних экономических реалиях, если есть с кого собрать – уже хорошо. Зато в дальнейшем, если кто-то один съедет по каким-либо причинам, найти на его место другого арендатора не составит большого труда.
Основной проблемой остается «первое» заполнение, когда нет особого желания сдавать одному из, быть может, десяти возможных, а есть желание дождаться «того единственного». Здесь на помощь может придти агентство недвижимости. Многие из них, работая не первый год, постоянно актуализируют базу по подобным обращениям - когда кто-то спрашивает небольшую площадь. В профессиональном агентстве постараются изначально предложить небольшое число арендаторов, подобранных по площади, предлагаемому ассортименту (чтобы не было разногласий между арендаторами) и, в дальнейшем, помочь собственнику без особых хлопот заполнить всю площадь арендаторами.
Автор: Сергей Щетинников
Новости по теме:
Статьи по теме:
Отзывы
10.11.2014
ООО "Клиника семейной медицины"
Консультационные услуги оказаны в срок, в полном объеме. Полученной консультацией довольны.