logo
Компания предоставляет широкий спектр юридических, аудиторских и бухгалтерских услуг как для организаций, так и для физических лиц.

Мне бы офис... с телефоном.

18.05.2009

В современном мире невозможно представить офисное помещение без средств коммуникаций с внешним миром - телефона и Интернета. Это является одним из необходимых условий успешной работы. Конечно, Интернет сегодня становится мощнейшим средством связи с внешним миром и привлечения клиентов, но все же не сравнится по уровню использования с «его величеством Телефоном». Поэтому, для начала любой коммерческой деятельности встает вопрос телефонизации офиса.

Конечно, если офис в собственности, - все просто. Берем документы и идем в телефонную компанию, которая имеет техническую возможность подключения телефонной линии по адресу в здании, в котором расположено наше офисное помещение. Заключаем договор на то количество номеров, которое необходимо (конечно, если есть техническая возможность – об этом следует поинтересоваться заранее), оплачиваем стоимость подключения и ждем того счастливого момента когда к нам проведут телефонную линию. Ждать приходится недолго, в среднем около недели. Потом – главное вовремя оплачивать телефонные счета, и проблем не возникнет.

Гораздо более сложная ситуация возникает когда офис приходится брать в аренду. Здесь можно рассмотреть несколько типичных вариантов предоставления телефонной линии, с которыми арендатор может столкнуться в процессе аренды. Мы рассмотрим варианты, когда в здании есть достаточная техническая возможность подключения телефонных номеров и не приходится с кем-либо «делить» использование телефонной линии (в принципе, сейчас проблем, связанных с ограниченным количеством номеров, практически не встречается – телефонные компании работают!).

Первый вариант – договор аренды не включает в себя никаких пунктов и соглашений о предоставлении телефонной линии. В этом случае, арендатору придется самостоятельно идти в телефонную компанию и заключать договор на предоставление услуг связи «на себя». В принципе, все логично: отдельно оплачивается аренда, отдельно – счета телефонной компании по самостоятельному договору. Проблем обычно не возникает до момента расторжения договора аренды и переезда в другое помещение. Хорошо, если после переезда в новый офис там окажется аналогичный оператор телефонной связи – не составит большого труда и затрат перерегистрировать договор с телефонной компанией на иной адрес. А если нет? Или фирма решила «прекратить» свое существование?

Конечно, для крупных компаний не составит большого труда и особых затрат заключить договор на оказание услуг связи, но и им нет особого желания терять оплаченные средства за подключение телефона. А для небольших – потеря стоимости подключения может оказаться тяжким бременем и быть сопоставимой с одним-двумя месяцами аренды (на сегодня, стоимость подключения телефонной линии в г.Казань составляет 10-12 тысяч рублей, без учета рекламных акций).

Можно попробовать компенсировать стоимость подключения путем передачи телефонной линии следующему арендатору. Хорошо, если он найдется сразу. А если нет?

Поэтому, желательно заранее предусмотреть возможность и составить соответствующее соглашение о том, что после расторжения договора аренды и отсутствия долгов по оплате за пользование телефонной линией, арендодатель компенсирует арендатору стоимость подключения с дальнейшей перерегистрацией телефонной линии на арендодателя.

Теперь мы подошли вплотную к следующим вариантам предоставления телефонной линии - когда у арендодателя уже есть свободные номера специально «припасенные» для арендатора.

Во втором варианте очень лояльный арендодатель может безвозмездно передать телефонную линию в пользование арендатору, по договоренности с последним об оплате телефонных счетов за предоставленный телефонный номер. Конечно, в большинстве случаев арендаторов подобное положение вещей очень даже устраивает. Готовы компенсировать расходы и наличными средствами (при неофициальном расчете), и, при необходимости, оплачивать небольшой процент сверх счета за компенсацию потери на налогах при «перевыставлении» счета арендодателем (при официальном расчете).

В принципе, все бы хорошо, но до того момента как арендатор решит съехать из помещения. Хорошо, если арендатор останется честен до конца и оплатит все долги по телефонным разговорам. А если финансовое состояние арендатора уже «пошатнулось» или он просто «забудет» оплатить последний счет (как правило, телефонные счета приходят через 1-2 недели после расчетного периода, когда арендатор уже съехал). Вот тут и начинается самое неприятное – так как телефонная линия зарегистрирована на арендодателя по договору с телефонной компанией, то фактически все претензии телефонной компании будут обращены к тому, у кого с ней договор. И придется оплачивать «чужие» долги.

В третьем варианте предоставления телефонной линии арендодатель как раз может «страховаться» от подобного сценария событий, путем взимания с арендатора залогового платежа за телефонную линию при заключении договора аренды. Величина данного платежа может варьироваться от половины стоимости подключения телефонной линии до полной стоимости, и обычно возвращается после расторжения договора аренды и отсутствии долгов у арендатора за телефонные переговоры, либо расходуется на покрытие долга перед телефонной компанией.

В этом варианте появляется некоторая гарантия оплаты счета за телефонные переговоры арендатором за месяц, который стал последним месяцем аренды, - арендатор заинтересован в возврате залогового платежа за телефонную линию. Но здесь остается риск у арендодателя в том, что залог может не покрыть последний счет, и придется по всем долгам ненадежного арендатора отвечать перед телефонной компанией. А долг может быть очень даже немалым (случалось видеть счет за телефон сопоставимый с двумя-тремя стоимостями подключения – особенно если «поднакопить» счета за межгород за пару месяцев).

Теперь рассмотрим четвертый вариант – некое продолжение первого варианта. Арендодатель предоставляет телефонный номер арендатору путем перерегистрации договора на телефонную линию непосредственно на арендатора, не забыв при этом компенсировать себе стоимость подключения. Во время пользования телефоном – все счета от телефонной компании приходят непосредственно арендатору. И при внезапном «исчезновении» арендатора, все претензии оператора связи будут обращены только к нему и никому другому. Если же арендатор добросовестно оплачивал все счета и долгов на данном телефонном номере не числится – не составит большого труда повторить процедуру перерегистрации обратно.

Конечно, выбор того или иного варианта зависит от конкретного случая. И, зачастую, приходится идти на компромисс – предоставлять телефонную линию, например, по третьему варианту - так как не у каждого арендатора, особенно в начале коммерческой деятельности, может найтись свободная сумма на подключение телефона за полную стоимость. Главное – представлять заранее все возможные риски и подкреплять достигнутые договоренности правильно оформленными документами, желательно, с участием специалистов, оказывающих консультационные услуги в сфере коммерческой недвижимости.

Автор: Щетинников Сергей Леонидович





Опубликовать: