logo
Компания предоставляет широкий спектр юридических, аудиторских и бухгалтерских услуг как для организаций, так и для физических лиц.

Государство ответит за ЖКХ

30.01.2007
На прошлой неделе под руководством Владимира Путина в Казани провели заседание президиума Госсовета. Рабочая группа, возглавляемая президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым, уже не один месяц бьется над вопросом, как сдвинуть с мертвой точки реформу жилищно-коммунального хозяйства. Итог заседания: пока ЖКХ не отдадут в полное ведение местных властей или граждан, потому как ни те ни другие не готовы к этому.
В начале встречи министр регионального развития Владимир Яковлев резюмировал, что в системе ЖКХ долгов накопилось уже на 300 млрд руб., и единственный разумный выход из этой ситуации, по его мнению, создание товариществ собственников жилья. Однако, хоть и приватизировано в России 77% квартир, пока в ТСЖ объединились лишь 7% собственников. 
Глава Министерства экономического развития и торговли Герман Греф прямо заявил, что ЖКХ не входит в основные планы министерства. «Я не вижу, что это наш приоритет. У нас инфраструктура, порты, мосты, федеральные дороги. Нельзя в таких условиях развивать экономику». При этом Греф тут же ясно дал понять, что определение и регулирование тарифов в ЖКХ за регионами не закрепится. «У вас 10 лет была эта возможность. Реформы в это время в ЖКХ не шли, а увеличение тарифов было. Больше этого не будет». 
Полностью снять с госструктур ответственность за уже набившую оскомину проблему предложила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко: «Государство должно полностью уйти из сферы оказания жилищных услуг. Можно ли представить, что мэр Лондона, Нью-Йорка, Парижа отвечал бы за ремонт парадной?». Однако Путин эту идею не поддержал. «Можно, – ответил он. – Пока не наладим нормальную работу, будем отвечать за это, и никто с нас этой ответственности не снимет». 
Эксперты также не согласны с мнением главы Петербурга. «Не должно государство совсем уходить из строительства и ЖКХ. Оно обязано обеспечивать в этой сфере и техническое, и хозяйственное регулирование, – заявлял Евгений Агитаев, завотделом Центрального комитета Профсоюза жизнеобеспечения России. – Сегодня муниципалитеты накопили около 3 трлн руб. долгов перед населением за несделанный ремонт, который должен быть выполнен в соответствии с действующим законодательством. Государство не может в одностороннем порядке отказываться от ранее взятых обязательств. Ведь главная цель национального проекта – повышение качества жизни людей, а не ставка на их энтузиазм и ограниченные средства». 
Региональные проблемы
Больше всего проблем в сфере ЖКХ, похоже, накопилось в северных краях. Губернатор Корякского автономного округа Олег Кожемяко пожаловался, что продолжительность отопительного сезона на Севере составляет минимум 9 месяцев, при этом сами материалы и топливо стоят гораздо дороже, нежели в центральных регионах. В итоге люди вынуждены платить за коммунальные услуги гораздо большую цену, хотя зарплаты у большинства оставляют желать лучшего. В среднем люди должны ежемесячно платить 11 тыс. руб. при условии полного благоустройства. Средняя же зарплата равна 16 тыс. «Увеличивать тарифы нельзя, иначе люди вообще начнут уезжать в другие регионы. Так что власти должны предусмотреть бюджетное кредитование», – заявил Кожемяко. 
Единственный регион, где ситуацию с ЖКХ можно назвать радужной, – Башкирия. И хотя президент республики Муртаза Рахимов, как бы «для вида», с ходу заявил о высокой степени износа основных фондов и низкой инвестиционной привлекательности предприятий ЖКХ, в целом показатели прозвучали довольно жизнеутверждающие. Бюджет республики щедро профинансировал строительство коммунальных систем и капремонт жилищного фонда: в прошлом году на эти цели было выделено 1 млн 235 тыс. руб. Доля убыточных предприятий в отрасли на сегодня составляет лишь 12%. В России же этот показатель в среднем равен 60%. Третий год собираемость платежей за жилищно-коммунальные услуги – 98%, что, казалось бы, просто недостижимо. Кроме того, в республике предоставляются субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. В 2006 году субсидии получили около 90 тыс. семей на сумму 418,6 млн руб., а льготы предоставлены более 823,2 тыс. жителей республики на 1,6 млрд руб. 
В Ленинградской области дела обстоят печальнее. Неслучайно у многих Санкт-Петербург ассоциируется именно с «ветхим» жильем. Валентина Матвиенко винит в несовершенстве ЖКХ парламентариев. По ее словам, «реформы идут непросто». «Жилищный кодекс вышел 1 марта 2005 года, а сегодня уже начали его во многом корректировать, потому что необходимость этого доказала практика. Прошло практически два года, а правительство так и не приняло основную часть документов в развитие федерального закона. Это сдерживает движение в деле». Одной из серьезных проблем, по мнению Валентины Матвиенко, является несовершенство законодательства, касающееся деятельности товариществ собственников жилья. «Просто какое-то недомыслие на всех уровнях: ТСЖ, функции которых не являются коммерческой деятельностью, облагаются налогами так же, как коммерческие структуры», – пояснила губернатор. Таким образом, в городе на Неве собственников жилья, пожелавших объединиться, можно пересчитать по пальцам. 
Для жителей Самарской области Госсовет, как нарочно, совпал с волной митингов против повышения квартплаты и роста тарифов на услуги ЖКХ. Плата за коммунальные услуги с 1 января выросла на максимально возможные 18%. Чиновники объясняют подобное непостоянством кадров в системе ЖКХ и дефицитным бюджетом. Еще одно нововведение: самарцам теперь необходимо платить не только за свет, воду и тепло. В платежке появилась графа – внутридомовое газовое хозяйство. Впервые за многие годы оно будет подконтрольно специалистам ЖКХ. По мнению чиновников, это хорошо, потому что аварий станет меньше. Также местные власти считают, что благодаря повышению квартплаты должна повыситься заработная плата у сотрудников ЖЭУ, и уже к марту число работающих в жилищно-эксплутационных управлениях существенно возрастет. Однако жителей области эти доводы не утешают, и инициативные группы уже заявили, что акции протеста будут продолжаться. 
Власти Свердловской области, напротив, гордятся, что сумели сдержать рост тарифов для населения. В среднем цены на услуги ЖКХ за год увеличились на 16,4%. Минус в том, что из-за этого ряд муниципальных образований продолжает политику увеличения кредиторской задолженности. «Когда правительство установило ограничение роста тарифов, мы потеряли 19 млн руб. доходов, – сетует свердловский министр финансов Мария Серова. – В настоящий момент область компенсировала лишь 6 млн. Если мы ограничиваем тарифы для населения, то государство должно полностью компенсировать разницу между этим и экономически обоснованным тарифом». В итоге основная масса среднеуральцев более-менее довольна финансовой частью вопроса, однако качество услуг становится все хуже и хуже, а местные власти разводят руками и уповают на помощь от российской казны. 
Льготы вместо земли
Свою позицию по проблеме преобразования ЖКХ озвучил на заседании и мэр Москвы Юрий Лужков. «Успеха реформа достигнет лишь в том случае, если люди не будут в результате больше платить за жилье», – заявил он. По его мнению, требуется внести изменения в действующее жилищное законодательство, приняв ряд нормативных актов, направленных на поддержку ТСЖ, которые на сегодняшний день не имеют никаких налоговых преимуществ и даже упрощенного порядка регистрации. «Мы должны принять серьезные, обоснованные решения по налоговым льготам для ТСЖ, скажем, на пятилетний срок», – предложил Юрий Лужков. Отметим, что на сегодня в Москве было создано 1,5 тыс. товариществ собственников жилья. Это 4,5-5% домов по всей Москве. Такой показатель говорит о том, что форма управления ТСЖ в столице пока не очень популярна. 
Заявление Лужкова можно даже назвать сенсационным, если учесть, что сами же парламентарии всячески вставляют палки в колеса ТСЖ. Как заявила депутат Госдумы Галина Хованская, «российская власть не готова к созданию товариществ собственников жилья в гораздо большей степени, чем к этому не готовы сами граждане-жильцы. Для создания эффективных ТСЖ необходимо провести межевание земли и выделение придомовой территории, чего почти нигде не сделано». К тому же, по прогнозу Хованской, местные власти в ближайшее время оформят себе в собственность массу нежилых помещений. «А как потом жильцам этим домом управлять?» – говорит она.
Автор:Мария Нагибина

Опубликовать: