logo
Компания предоставляет широкий спектр юридических, аудиторских и бухгалтерских услуг как для организаций, так и для физических лиц.

ОТМЕНА ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ: ЗА И ПРОТИВ

01.12.2005
Наиболее актуальным на сегодняшний день стал ФЗ от 02.07.2005 « О внесении изменений в ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" и Кодекс РФ об административных правонарушениях, особенно в части изменений, касающихся лицензирования. 
Данный законопроект отменяет 50 видов деятельности, подлежащих в настоящее время лицензированию. Причем отмена лицензирования, согласно законопроекту, будет происходить поэтапно: с момента вступления закона в силу 1 января 2006 года, с 1 января 2007 года, а также после вступления в силу технических регламентов.
Так, с 1 января 2006 года (точнее со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов) прекращается обязательное лицензирование следующих видов деятельности:
 сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;
 деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;
 деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;
 деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
 деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
 деятельность по производству элитных семян (семян элиты);
 осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.
С 1 июля 2006 года прекращается лицензирование следующих видов деятельности:
 оценочная деятельность;
 аудиторская деятельность.
С 1 января 2007 года прекращается обязательное лицензирование следующих видов деятельности:
 туроператорская деятельность;
 турагентская деятельность;
 проектирование зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
 строительство зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения;
 инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения.
Со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к лицензируемым видам деятельности, прекращается лицензирование следующих видов деятельности:
 разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
 производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
 ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
 испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;
 эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;
 эксплуатация пожароопасных производственных объектов;
 эксплуатация химически опасных производственных объектов;
 деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
 производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
 производство маркшейдерских работ;
 геодезическая деятельность;
 картографическая деятельность;
 производство медицинской техники;
 техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
 деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.
Кроме этого, депутаты одобрили введение обязательного лицензирования деятельности казино, а также деятельности по организации и проведению азартных игр и пари с использованием игрового оборудования в игровых залах. Отдельному лицензированию подлежит деятельность по производству и реализации специального игрового оборудования, предназначенного для осуществления игорного бизнеса. 
В отношении отдельных видов деятельности вводится упрощенный порядок лицензирования при условии заключения соискателем лицензии договора страхования гражданской ответственности, либо при наличии сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.
Отмена лицензирования направлена на сокращение избыточного госрегулирования хозяйственной деятельности и призвана устранить коррупцию. Но в действительности наиболее актуальной на сегодняшний момент стала проблема отмены лицензирования именно строительной деятельности. Возможность отмены в стране лицензий на строительную деятельность вызвала бурную реакцию на рынке. Против выступили строительные организации, профессиональные коллективы, общественные организации. На рынок строительных услуг проникнут непрофессионалы, что повлечет за собой увеличение риска техногенных аварий и катастроф, а также снижение качества строительных работ, говорят они.
Лицензирование строительных видов деятельности, как одних из самых опасных начало осуществляться в России с 1991 года. Попытки изменить существующий порядок лицензирования были предприняты еще в 2004 году, когда Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности". 
Лицензирование строительной деятельности всегда являлось прерогативой Госстроя РФ. В марте 2004 года Госстрой России был преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, в структуре которого был создан Федеральный лицензионный центр. Федеральному агентству были переданы полномочия Госстроя России, в том числе и по выдаче лицензий на инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом. 
Указом Президента РФ от 13 сентября 2004г. было образовано Министерство регионального развития Российской Федерации, а Указом Президента РФ от 1 декабря 2004г. Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству передано из ведения Минпромэнерго РФ в ведение вновь созданного Министерства регионального развития Российской Федерации.
Противники отмены лицензирования ссылаются на негативные последствия этого шага в других отраслях. В качестве примера часто приводится риэлтерская деятельность, лицензирование которой было отменено около двух лет назад. Сегодня выход на риэлтерский рынок абсолютно открыт. Отмена лицензирования привела к тому, что на рынке появилось большое количество непрофессионалов, которые оказывают некачественные услуги. Поэтому многие профессиональные участники рынка недвижимости выступают за возвращение лицензирования риэлтерских услуг. При этом в процедуре допуска организаций на рынок должны участвовать не только госорганы, но и профессионалы этого рынка. 
В случае со строительной деятельностью последствия этого шага могут быть еще серьёзнее, чем в случае с риэлтерами, так как речь идёт об угрозе жизни людей. 
В то же время главная цель лицензии – не допустить на профессиональный рынок неквалифицированных специалистов. По сути, лицензирование - способ защиты прав потребителя. Лицензия выдается исключительно строителям, имеющим профильное образование.
Часть первая статьи 1079 Гражданского кодекса РФ прямо относит строительство и связанные с ним работы к деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих. Данная правовая норма предполагает наличие очевидных рисков нанесения ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и т.д. Если учесть, что Градостроительный кодекс РФ также не предусматривает обязательной государственной экспертизы в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций для объектов жизнеобеспечения, культурно-развлекательных объектов; объектов обслуживания населения (вокзалов, аэропортов, торговых центров), объектов оборонного назначения, то после принятия данных законопроектов может возникнуть ситуация отсутствия какого-либо государственного контроля (надзора) за строительной деятельностью на данных объектах. Развитие ситуации напоминает принцип «то в жар, то в холод»: то слишком жесткий, детальный, бюрократический подход к получению лицензии, то новый вводимый порядок. 
В самых рыночных странах строители подчиняются жестким правилам и сталкиваются с такими "бюрократическими барьерами", которые и не снились многострадальному российскому предпринимательству. И никто не жалуется. Работа строителей связана с повышенной опасностью, их непрофессионализм может привести к трагедии. Катастрофа в "Трансвааль-парке", при которой погибли 28 и пострадали 110 человек, стала следствием ошибок, допущенных при строительстве и проектировании. "Если здание построено с соблюдением всех норм и стандартов, то даже взрывное устройство не приведет к падению несущих конструкций", - утверждают авторы доклада НГО. Даже при действующей системе лицензирования, которую, к слову, участники рынка критикуют за недостаточную жесткость, ежегодно происходит до 60 аварий. Только в первом квартале 2004 года в 12 авариях погибли 32 человека и пострадали 139. Падают лестничные пролеты в новых домах, рушатся крыши над автостоянками. По прогнозам правительства, темпы ввода жилья в ближайшие годы должны удвоиться. При этом профессионализм российских строителей и качество их продукции снижаются. Кроме того, стоит учесть такой немаловажный фактор как получение в настоящее время лицензий через множество фирм, реализующих свои услуги по содействию процесса получения лицензии с минимальными требованиями к лицензиату: за определенную плату можно стать счастливым обладателем «заветного разрешения», сулящего большую доходность, без наличия в штате необходимых специалистов и рабочих. Формальное наличие обученных специалистов в фирме-лицензиате реально означает наемный труд неквалифицированных и не аттестованных рабочих. Система подготовки инженеров-специалистов и квалифицированных рабочих разрушена уже на сегодняшний день, а в случае отмены лицензирования потребность в квалифицированных строителях просто исчезнет. Компании смогут уже неприкрыто использовать дешевый и непрофессиональный (а значит, опасный для людей) труд гастарбайтеров. Также после отмены лицензирования, на качество строительства может повлиять и отмена обязательных строительных норм и правил. С 2003 года СНИПы стали носить исключительно рекомендательный характер.
Планируется, что на отмененные виды лицензирования могут применяться иные методы государственного регулирования, в том числе обязательные требования технических регламентов. Однако с момента действия Федерального закона "О техническом регулирования" не принято ни одного технического регламента в социально значимых сферах производства, а правительством РФ до сих пор не утверждена Программа разработки технических регламентов на 2004-2006 годы. Конкретные же положения будут разработаны только к 2010 году, так как вступивший в действие в июле 2003 года Закон "О техническом регулировании" прекратил действие прежней системы технического нормирования и новые технические регламенты на проектные и строительно-монтажные работы будут разработаны только через семь лет после вступления в силу закона. При этом старые нормы и правила уже переводятся в ранг рекомендательных документов. То есть исполнять их необязательно. До принятия технических регламентов в области строительства невозможно посредством рыночных механизмов, механизмов саморегулирования и иных методов государственной разрешительной политики обеспечить регулирование в области строительства, направленное на создание безопасной среды жизнедеятельности всего населения страны. Именно поэтому необходимо сохранить лицензирование вышеуказанных видов деятельности до вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования в области строительства. 
На сегодняшний день в качестве альтернативы лицензированию строительной деятельности рассматриваются добровольная сертификация или страхование ответственности, а также передача контроля за строителями их объединениям. Минэкономразвития рассчитывает, что эти функции возьмут на себя саморегулируемые организации (СРО). Но закона о СРО еще нет, когда появятся такие структуры в России и насколько они будут эффективны - неизвестно. Не исключено, что СРО попросту станут легальными инструментами захвата отрасли "группой товарищей", которая начнет ее регулировать, как она считает нужным. Ждать, пока в России разовьются институты гражданского общества по западному образцу, возможно, придется долго. Вопросы регулирования строительной отрасли надо решать сейчас. Городское хозяйство, по словам Председателя НГО Александра Кривова (Национального Градостроительного Общества), изложенным в докладе "Российский строительный комплекс: возможные сценарии катастроф", на грани глубокого кризиса. Более половины жилищного фонда и инженерных систем ЖКХ находятся в аварийном состоянии. Для государства самое время заняться стратегическим планированием и модернизацией городского хозяйства, ужесточить контроль за исполнением фирмами градостроительных регламентов. Вместо этого правительственные реформаторы затеяли отмену лицензий в тот момент, когда в России отсутствуют законодательно утвержденные критерии оценки качества строительных работ. "Отказ от лицензирования, если все-таки идти на такой шаг, должен быть увязан во времени с разработкой технических регламентов", - говорит Кривов. Отзыв лицензии - какая-никакая угроза для компании. Когда все будет держаться на честном слове прораба, в отрасли может начаться настоящий хаос, жертвами которого станут рядовые граждане и само государство. Ведь именно государству придется брать на себя заботу о людях, которые в силу чьего-то непрофессионализма остались без крыши над головой или превратились в инвалидов. А кроме того, готов ли потребитель поверить в то, что саморегулируемые организации обеспечат защиту его интересов,- пока неясно.
В противовес позиции органов законодательных лицензирующие органы альтернативы лицензированию пока не видят. «Замена одного метода регулирования другим разумна, когда для этого созданы необходимые условия. Но сегодня среди многочисленных общественных объединений строителей пока не видно объединения, способного взять на себя ответственность за весь строительный рынок. Кроме того, еще далеко не все участники рынка готовы к общественному контролю, который подразумевает, что самым серьезным наказанием для фирмы является потеря имиджа», - говорит директор филиала по СЗФО Федерального лицензионного центра при Госстрое Владимир Быков.
В защиту сохранения лицензирования строительной деятельности было много обращений в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, а также к депутатам Государственной Думы и представителям Федерального собрания РФ. За сохранение лицензирования строительных видов деятельности выступили главы всех 89 регионов, строительные организации, профессиональные коллективы, общественные организации. В адрес Правительства РФ и в Государственную Думу РФ были направлены обращения от правительства Республики Татарстан и Союза строителей Республики Татарстан в поддержку сохранения лицензирования строительных видов деятельности. Но до сих пор никакой реакции со стороны Правительства не последовало.
Несвоевременность предложения о ликвидации лицензирования очевидна. Ни один из предлагаемых альтернативных методов регулирования видов деятельности в строительной сфере не обеспечивает в полной мере защиту прав, законных интересов, здоровья граждан, безопасность строительства объектов и не является по своим функциям дублирующим или взаимозаменяющим лицензирование.
История с отменой лицензий на строительные работы – редкий пример единодушного неприятия, казалось бы, благих новаций. Строительный бизнес, потребители его услуг, экспертное сообщество и сами чиновники выступают против отмены лицензирования и приводят достаточно веские аргументы в пользу сохранения лицензий. Как отметил замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, в настоящее время существует 7 видов контроля за строительной деятельностью со стороны исполнительной власти, которых вполне достаточно для госрегулирования. В их числе он назвал проведение инженерных изысканий в порядке, установленном Правительством; проведение экспертизы проектной документации на соответствие техническим и экологическим нормативам; выдачу разрешений, подтверждающих соответствие документации градостроительному плану. Кроме того, Правительство выдает разрешение на ввод в эксплуатацию объектов недвижимости и осуществляет постановку сооружений на госучет. 
 По данным Андрея Шаронова, в настоящее время по решению Госстроя существует 300 видов строительной деятельности, которые подлежат лицензированию. По его данным, только за прошлый год было выдано 70 тыс. лицензий, общее же число выданных лицензий насчитывает более 200 тыс. По мнению Андрея Шаронова, отследить соблюдение требований законодательства всеми лицензиатами не представляется возможным.
Забота о предпринимательском климате – похвальное и нужное занятие. Но позиция законодательных органов, искренне считающих, что сейчас лицензия является административным барьером, выглядит несколько нелепо на фоне того, что даже в самых рыночных странах строители подчиняются жестким правилам и сталкиваются с такими "бюрократическими барьерами", которые и не снились многострадальному российскому предпринимательству. И никто не жалуется. А в связи с грядущими изменениями может получиться так, что отмена лицензирования вообще закроет малому и среднему бизнесу выход на рынок. Ведь в отсутствие лицензий решающую роль будут играть связи и размеры рекламного бюджета, который у малого и среднего бизнеса будет довольно ограничен.

Так зачем же навязывать эту заботу и отказываться от государственного регулирования на тех рынках, где сами участники требуют ужесточения правил? 
У нас уже есть пример монетизированых льгот, подъем российского автопрома пошлинами на иномарки и т.п. Государство в очередной раз решило подогреть страховшиков (возможно! если введут страхование) и заодно приблизиться к стандартам ВТО и, как всегда, вовсе не за счет грамотных дальновидных шагов.
Автор:Латыпова Марина Викторовна

Опубликовать: